Таджикистан.Ленинабадская область.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Найсон групп 2002-2007

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Совсем недавно был создан заповедник "Даштиджум" с целью сохранения последней в Средней Азии популяции винторого козла.
Горные леса и ценные виды животных сохраняются в Сарихосорком, Даштимайдонским, Чилдухтаронским и других заказниках.
В музеях Таджикистана, особенно в музее этнографии Академии Наук, хранятся удивительно тонкой работы изделия, женские украшения, золотые, серебренные с вкраплениями из лала, лазурита, бирюзы. Золото и серебро, драгоценные камни не привозные. Всем этим богаты горы Таджикистана.
Есть в Таджикистане залежи угля и нефти. Но чем особенно он выделяется, так это различными минеральными водами, позволившими открыть крупные санатории, курорты Ходжа Обигарм, Явроз, Шаамбары, Калтуч, Зумрад, Гармчашма.
"Святая горячая вода" - так переводится с таджикского языка название курорта - Ходжа Обигарм. Он расположен в горах, у подножия великолепных альпийских лугов. Там не только знаменитые минеральные источники, их дополняют живительныйгорный воздух, экзотичность ландшафта. А Гармчашма - чудо природы, которому необходимо лишь немного, чтобы по праву занять место среди лучших курортов мира.
Велика тяга современного человека к местам, лишенным скученности людей, нормальному экологическому окружению.
А таких мест в горах Таджикистана великое множество. Воздух, красота дикой природы снимают с человека стресс, дают ему великий заряд бодрости. Взять для примера хотя бы ущелья Камароб и Ширкент, куда не так-то легко добраться. Благодаря отдаленности человеческого жилья сохранились уникальные арчевые и фисташковые рощи, чистота рек и озер.
Идут туристы по известным тропам, маршрутам "Горный Хутталь", к "Голубым озерам", "По горным хребтам Памира - Алая". Прокладывают новые маршруты. Редки в горах встречи с местными жителями. Статистика утверждает, что там живет лишь десятая часть населения республики. То ли воздух тому причиной, то ли соседство горных вершин, остроконечных пиков, но горцы, как правило, люди высокие и стройные, здоровые и красивые. И если в горах, которые занимают в республики девяносто три процента территории, царство тишины, нарушаемой изредка сходом снежных лавин, то в долинах идет интенсивная жизнь.Непрерывным потоком движутся автомашины по шоссейным дорогам. Кстати, они пролегли через перевалы Анзоб, Хабуробод (около 4000 м над уровнем моря) и соединили Крышу мира (Памир) со всеми районами. Крутятся турбины на каскадах ГЭС на Вахше и Сырдарье, чадят понемногу трубы ТЭЦ и котельных. Современные города, жилые дома немыслимы без современного комфорта: горячей воды, центрального отопления, газовых плит. В равной степени этот комфорт, современный дизайн украшает и старейшие города Таджикистана: Худжанд, Пенджикент, Истаравшан (Ура-Тюбе), Куляб и новые - Хорог, Нурек, Рогун, Кайракум, Сарбанд. А   
 

 


 
 




венчает эти города столица - Душанбе, население который уже давно перешагнуло полумиллионный рубеж. Это города-труженики. В них расположены крупнейшие промышленные центры. Кайракум известен ковровым комбинатом, изделия которого: ковры, дорожки, паласы - пользуются повышенным спросом, как в республике, так и за ее пределами. По своим гидроэнергетическим ресурсам Таджикистан занимает одно из ведущих мест в мире. Намечается завершение строительства Сангтудинской, а затем Рогунский ГЭС на реке Вахш, которые позволят республике не только обеспечить внутренние потребности, но также экспортировать электроэнергию на мировой рынок.
И вот уже более двадцати лет Нурекский ГЭС - это чудо гидротехнического мастерства дарит людям реки света и тепла. Нурек осветил все кишлаки Гиссарской долины, крутит станки на заводах, питает такие энергоемкие предприятия, как Таджикский алю- миниевый, Яванский электрохимический,Турсун- задевский фарфоровый заводы.
Таджикистан - богатейшая кладовая полезных ископаемых. В результате систематического гео- логического изучения его территории выявлены и разведаны месторождения топливно-энергетического, горнорудного сырья, сырья для химической про- мышленности, строительных материалов, драгоценных, легирующих, цветных, редких и благородных металлов, других видов полезных ископаемых.

0

2

Аскарали  РАДЖАБОВ
Фируз  УЛЬМАСИВ
Наим  ХАКИМОВ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТАДЖИКОВ

Музыкальное искусство является фундаментальной основой духовного богатства таджиков. С древнейших времен происходило формирование его направлений, жанров, видов, форм на основе творческой деятельности предков таджикского народа - древних восточных иранцев - бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, парфян, а также других народов, населявших территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Ирана, Восточного Туркестана. Важную роль в становлении культурных традиций таджиков сыграло также и художественное творчество иранских народов степного региона (скифов, савромато-сармат, сако-массагетов), населявших территории степных, лесостепных и горных ландшафтов Евразии от северных границ Китая до Венгрии. В эпоху древности и раннего средневековья получают развитие и закрепление основные сюжетные и тематические образы, базирующиеся на развитой мифологической системе; зарождаются и приобретают характерные признаки героический эпос, а также различные принципы кодификации религиозных, эпических представлений в системе мировосприятия предков таджикского народа.     
   Важнейшие параметры исторического становления и развития музыки таджиков определялись культово-ритуальной практикой (жреческие традиции) и светской городской жизнью, ее важнейшими сторонами: дворцово-церемониальной, военной, рыцарской и деятельностью гильдии музыкантов в структуре ремесленных корпораций. Зарождение музыкального профессионального искусства было связано с художественной жизнью города и в своих истоках восходит к концу ІІ- началу І тысячелетия до н.э. Развитие различных ремесел способствовало образованию специально предназначенных и профессионально обученных людей, обслуживающих народные празднества, обрядово-ритуальную и дворцово-церемониальную практику.
Первые ростки профессиональной музыкальной деятельности возникли в среде жреческого сословия. Жречество использовало музыку для оформления своей идеологии. Зороастризм являлся базовой религией предков таджикского народа. Его каноны вобрали древние культово-ритуальные нормы, а также традиции в области музыкального оформления культовой практики. Авеста - священная книга зороастрийцев, сложившаяся на рубеже ІІ-І тысячелетия до нашей эры, является не только собранием гимнов и обращений к богам, но она и вобрала в себя разнообразные знания, связанные с социальным устройством общества. Истоками гимнов и молитв Авесты выступают лирические, героические, эпические песни и некоторые формы драматических действий. Древнейшая часть Авесты - Гаты - непосредственно связана с творчеством Заратуштры.

0

3

Лариса ДОДИХУДОЕВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТАДЖИКИСТАНА

Представление о современном изобразительном искусстве Таджикистана будет неполным, если не знать о многогранном лике его классического наследия, с которым у него до сих пор существует неразрывная связь. Культура страны, имеющая многотысячелетнюю историю развития и сплавившая воедино различные языческие культы, идеологии и религии ( зороастризм, манихейство, буддизм, христианство, ислам), ее земля, по которой прошли пути ариев, греков, саков, тюрков, арабов, монголов и др., породили особое этническое, языковое и культурное разнообразие. Оттого в настоящее время страна живет одновременно на различных многоуровневых ступенях развития с самыми невообразимыми противоречиями, не утратив своей души, не принеся ее в жертву современным технологиям.     
Наскальные изображения эпохи палеолита, монументальные настенные росписи и кружевная резьба средневековья, миниатюрная живопись и шедевры прикладного искусства - все это часть историко-культурного процесса единого региона Центральной Азии, Ирана, Афганистана, Индии и Пакистана, в котором таджикские мастера принимали самое активное участие. Одним из таких мастеров был гениальный художник Камолиддин Бехзод (конец 15 в), творчество которого оказало значительное влияние на развитие живописи Востока.
Начало знакомства таджикских мастеров с западной художественной традицией и интернационализация таджикской культуры произошли через Россию в конце 19-начале 20 вв. Одним из основных носителей европейской художественной практики становится живопись маслом на холсте. Постепенно все шире развивается живопись в мастерских и её жанры: портрет, натюрморт, а также скульптура и монументальное искусство.
Каким бы переломным ни был тот момент в истории таджикской культуры, каким бы революционным ни являлся сам процесс, вызвавший значительное изменение стиля, формы, содержания искусства, его следует рассматривать как закономерный этап в развитии диалога между Западом и Востоком. Именно тогда появляется новое художественное явление, ставшее известным как современное искусство Таджикистана. Оно возникло и оформилось в процессе взаимодействия восточных и европейских ценностей, разных мировоззренческих систем и модернизации всей визуальной культуры. Если в 20-40-х гг. XX в. таджикское искусство пережи-вало переходный этап от традиционной национальной пластической системы к принципам европейской художественной культуры, то в середине столетия уже были сформированы основы современного искусства Таджикистана. С 50-х г. XX в. процесс культурного развития начал обретать конкретные национальные черты. Постепенно таджикские мастера в формате новой художественной практики создают пластический язык, адекватный национальным культурным традициям. История современного искусства Таджикистана с его достижениями, проблемами и перспективами - это история народа, которую писали и продолжают писать его мастера. Многогранный сплав исторических реалий представлен в произведениях нескольких поколений художников, каждый из которых разделяет, интерпретирует и стремится сохранить их значимость в качестве своего духовного ориентира.
Восток признает за цветом самостоятельную жизнь. И цвет чаще остается и самоцелью, и средством отображения реальности, поэтому в искусстве Таджикистане столь велико значение декоративного начала.

0



создать форум