АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ХАЗРАТИ – БОБО

Местонахождение Согдийская область, Исфаринский район, кишлак Чорку.
Расположение в 20 км южнее города Исфары, на берегу реки Исфара,
у входа в Ворухское ущелье.
Транспорт автобус по маршруту Исфара-Чорку отправляется от автовокзала города Исфары; такси.

Aрхитектурный комплекс Хазрати-Бобо расположен в северо–восточной части современного кишлака Чорку и сос-тоит из разновременных культовых сооружений, размещённых по единой оси фасадом на север, и погребения (мазар) не-коего святого, которого местное население называет «Хаст-и подшох», «Хаст-и амир», «Амир Хамза-и Сохибкирон» (Сохибкирон – дословно означает «Господин счастливого сочетания звёзд»).

Входные ворота в комплекс Хазрати-Бобо.

Ни учёные, ни старожилы Чорку не смогут точно сказать, какое из этих названий соответствует действительности и кто в этом мазаре похоронен, за чьей могилой верующие тщательно ухаживали. Мазар расположен в квартале Лангар, поэтому его, наряду с названиями упомянутыми выше, ещё часто называют Мазори Лангар. Это место также известно как «Мавзолей Чорку».

Многие местные жители полагают, что мазар был возведен за одну ночь, и в нем якобы погребён святой Хазрати-Бобо, легендарный герой, полководец и царь царей Амир Хамза Сохибкирон (Амир Хамза Хасти Подшох). Захоронен ли там в действительности какой–либо святой (Амир Хамза ?) или нет – неизвестно.

Слева от входа в здание мазара – комната с четырехколонным айваном (навесом) XVIII–XIX веков с декоративной отделкой, росписью стен и потолка, очевидно, служившая местом ночлега для паломников или совершения некоторых обрядов, например – худои (жертвоприношение). Справа от входа – мечеть. Во дворе комплекса находится деревянный минарет в виде трёхъярусной башни. Комплекс зданий окружён глинобитным забором и другими современного типа постройками. По словам старейших жителей, когда–то двор мазара был сплошь покрыт могилами, то есть являлся кладбищем. Но в середине XX века почти все могилы были сравнены с землей, так как прихожане, посещавшие мечеть, нередко проваливались в кладбищенские ямы.

Сам мазар целиком состоит как бы из двух типов построек. Первоначальное здание X–XII веков – деревянный мавзолей айванного типа с резными колоннами, фризом с куфическим надписями, наборным потолком, восемью наборными консолями и набором щитов, украшенных орнаментальной резьбой, – располагается под крышей сравнительно нового сооружения, то есть как бы «потолок под потолком», пространство между которыми измеряется несколькими метрами. Мазар имеет две входные двери: одна, главная, – с севера и другая – с юго-западного угла, выходящая в айван соседней мечети. Первая дверь заложена декоративной решёткой, за которой верующие должны были выполнять соответствующие обряды. Вторая дверь предназначена для шейха.

Примерно посередине помещения расположена могила «святого». Над главным входом, в разноцветных медальонах каллиграфически вписаны разные мусульманские догмы из Корана и других религиозных книг, а также дата ремонта – 1321 год Хиджры (1903–1904 годы). Возможно, что наружное здание мазара было построено (или отремонтировано) в то время для сохранения древнего резного ансамбля. Возможно также, что одновременно с постройкой (ремонтом) нового здания были отреставрированы обветшавшие части фрагментов резного дерева, о чём свидетельствуют железные гвозди и пластинки над поверхностью колонн и подбалок.

Двор комплекса Хазрати-Бобо.

Весь ансамбль поддерживают семь резных деревянных колонн уникальной формы высотою около 2,5 м. Каждая колонна выполнена из цельного круглого ствола и покрыта орнаментом, характер рисунков которого отличается друг от друга. Орнамент обведён резной рамкой с более мелкими рисунками.
Потолок помещения состоит из орнаментированных досок с изображением композиций из кругов с крестами внутри, концентрических кругов, восьмиконечных розеток, обозначавших некогда небесные светила.

Орнамент на всех деревянных деталях разнообразен по характеру – это растительные, геометрические, зооморфные фигуры и узоры.

Примечательной деталью, обладающей художественно–эмоциональным и образным характером, являются консоли (балки). Сбоку и в фас они напоминают сидящих на ветвях птиц, в частности, филинов. Есть признаки клюва, глаз, ушных пучков, когтей. Загадочны изображения змей с рыбьим или птичьим хвостом и птичьей головкой. Весьма возможно расшифровка этих мотивов связана с представлениями древних таджиков о том, что после смерти души людей принимают образы змей, рыб, мух, моли, бабочек, которые, якобы залетая или вползая в комнату, навещают своих родственников.
Консоли наделены и другими особенностями: они напоминают птиц, несущих ветку в клюве. Подобные образы птиц с веткой, лентой и кольцом в клюве встречаются в таджикских сказках, на настенной росписи Пенджикента, Варахши (Древний Самарканд).

Резное дерево Чорку несёт черты художественных и строительных приёмов домусульманского изобразительного искусства, хотя и прослеживается тенденция к условности и стилизации изобразительных мотивов и превращению его в орнаментальное искусство.

Каково назначение здания при постройке, до сих пор остаётся неясным. Существует предположение, что на этом месте, ещё до принятия ислама, находилась какая–то могила, культ которой был перенесён на мусульманского святого, а мавзолей был возведён намного позже, чем осуществлено само погребение.

Ясно одно, этот памятник–шедевр народного творчества, в котором в причудливой, неповторимой пластике резьбы по дереву видно органичное слияние древних доисламских традиций с новыми веяниями, и которому нет равных в истории резного искусства Центральной Азии.

Если раньше в разных местах Центральной Азии уже находили отдельные резные предметы, которые были деталями несохранившихся помещений, то в Чорку сохранилось целое помещение со всеми элементами – колоннами, подбалками, прогонами, потолочными балками, потолочными досками.
Подробное изучение резного ансамбля кишлака Чорку, расшифровка имеющихся куфических надписей могут дать ответы на многие вопросы историков, архитекторов и искусствоведов относительно ещё неизвестных сторон искусства таджикского народа в прошлом.