ПУТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ - ПАМИРСКИЙ.
ВЕЛИКИЙ ПАМИРСКИЙ ПУТЬ
"Балх - Файзабад - Барпанджа"
Четвертый путь, как упоминалось ранее, имеет три ветви. Это:
1. Ваханская ветвь: "Кухилал - Вранг - Ишкашим - Лангар - долина реки Вахандарья (Афганистан) - Ташкурган (Китай)".
2. Шугнанская ветвь: "Барпанджа - Хорог - Мургаб - Ташкурган".
3. Каратегино-памирская ветвь: "Дарбанд - Тавильдара - Калаихумб - Калаи Рохар (Ванч) - Язгулем - Калаи Вомар (Рушан) - Барпанджа".
Памир, Бадахшан, занимает почти половину территории современного Таджикистана - 63,7 тысячи км?. Охваченный со всех сторон непрерывной цепью высочайших гор, Памир является одной из самых высочайших горных систем планеты с абсолютными высотными отметками 1800-7425м.
Вытянутые вдоль долин рек селения Бадахшана состоят из отдельных усадеб, вмещающих большую патриархальную семью. Выработанный и отшлифованный веками традиционный уклад жизни, основанный на поливном земледелии и отгонно-пастбищном скотоводстве, позволил горцам адаптироваться на высотных отметках 1800-4000м. Они выработали оригинальный тип высокогорного жилища, состоящего из слитного комплекса жилых и хозяйственных строений с большим замкнутым центральным (до 100 м?.) пятистолпным залом, перекрытым ступенчатым деревянным потолком "чорхона" со свето-дымовым люком "раузан". Такой тип жилища был привнесен в Центральную Азию индо-арийскими племенами и имеет аналогии в древнем зодчестве обширнейшего региона от Средиземноморья до Китая.
По Каратегино-Памирской ветви пути в центрах существовавших княжеств располагались небольшие крепости: Калаихум, Калаи Рохар (Ванч), Калаи Вомар (Рушан), Калаи Барпанджа (Шугнан), Калаи Пандж (Вахан). По основному, Ваханскому пути расположена группа памятников, имеющая непосредственное отношение к торговле на Великом Шелковом Пути.
В 47 км от Хорога над селением Кухилал высится одноименная гора - месторождение знаменитого бадахшанского "лала" - благородной шпинели, известной также под названием "Бадахшанский лал" и упоминаемого в Худуд-ал-Аламе (982 год), книге "Минералогия" ал Бируни и в книге Марко Поло (ХIII век), писавшего о том, что местные жители "роют в горе Шигхинан (Шугнан) и добывают там балаши (рубины) по царскому приказу". В горе Кухилал обнаружено около 500 древних выработок VIII-XI ВЕКА.
В 100 км от Хорога и 1,5 км от Ишкашима, на берегу Пянджа с VI века по ХII век функционировала пристань-переправа с хорошо укрепленным караван-сараем Доркишт, откуда дорога ответвляется в Файзабад (Афганский Бадахшан). В 13 км от Ишкашима у селения Наматгути поен расположена одна из древнейших крепостей Западного Памира - Каахка (III век до нашей эры - VII век нашей эры). Она высится на скале посреди долины и вытянута в длину на 675 м и в ширину на 200 м. Мощные, из камня и сырцового кирпича, двойные стены укреплены 56 круглыми и квадратными башнями с бойницами. На возвышающейся в северо-западном углу цитадели расположено несколько дворцовых помещений. У примыкающего к реке, и защищенному башнями участку, в прошлом через узкое русло реки Пяндж был переброшен мост. Название селения "Наматгут" происходит, по мнению востоковеда И. Стеблин-Каминского, от санскритского слова "наматгата" - "священное место". В этом селении находится святое для исмаилитов место - мазар Шохи Мардон Хазрати Али, возможно доисламского происхождения.
Другая крупная крепость находится в 75 км от Каахка над селением Ямчун и носит в народе название "Замри оташпараст" (замок огнепоклонников). Крепость, длиной 900 м и шириной 400 м, занимает труднодоступный участок каменистого склона, отрезанного двумя глубокими каньонами рек от окружения. Крепость имеет три кольца двойных стен с 40 башнями, с цитаделью на возвышенной части и производит неизгладимое впечатление своей грандиозностью. Известный исследователь Центральной Азии А. Стейн назвал эти две крепости "прекрасными образцами среднеазиатской фортификационной школы, в ее горном варианте".
Помимо торговых караванов и военных отрядов по памирским трассам Великого Шелкового Пути проходили миссионеры и паломники, что позволяет называть эту дорогу "дорогой идеологий". Археологические исследования свидетельствуют о пестром характере доисламских верований бадахшанцев, которые поклонялись огню, солнцу, проповедовали культ предков и почитали Будду (бадахшанская разновидность буддизма). Над селением Вранг, на изрытом искусственными пещерами утесе раскопан культовый буддийский комплекс IV-VII веков, состоящий из трехступенчатой постройки, возвышающейся над двором, окруженным высокой стеной с башнями и обстроенного по периметру монастырскими помещениями.
Об увиденных в Вахане в VII веке буддийских монастырях писал путешественник Сюань Цзянь и вряд ли случайным выглядит факт обнаружения на Памире буддийской надписи, расшифрованной как "Нарайяна побеждай".
Большая часть населения Бадахшана поклонялась древнеиранским культам, связанным с почитанием огня и солнца. В селении Зонг раскопано небольшое святилище огня, состоящее из небольшого крестообразного в плане помещения с длиной крестовин 5,5 - 6,5 метров. По трем ветвям креста располагались суфы, а четвертая снабжена полукруглым очагом, соединенным с прямоугольным каменным ящиком для сбора священной золы.
Среди ваханских селений особо выделяется Ямг, в котором проживал местный ученый, богослов, поэт, путешественник Суфи Мубораккадам (умер в 1910 году). На просторной поляне, рядом с его домом до сих пор стоит вертикальный камень с отверстием, с помощью которого Суфи Мубораккадам определял дни календарных праздников. В доме одного из старожилов Бадахшана Гуломиобаева Атитана (115 лет) сохранилась оригинальная роспись потолка, изображающая людей, животных, растений и каллиграфические надписи. Славится Ямг своими музыкальными инструментами, из которых наибольшую известность имеет многострунный "баландмукком", искусно выполненный самим Суфи Мубораккадамом.
Завершается наш маршрут в последнем селении Вахана - Лянгаре, над которым на пологих гранитных склонах выбиты наскальные рисунки с изображением горных козлов, караванов, всадников со штандартами, исмаилитскими знаками пятерни.
Наличие на ваханском отрезке Великого Шелкового Пути многочисленных памятников истории и культуры позволило археологу А. Зелинскому назвать его "Великим Памирским Путем", а А. Стейну отметить, что этот путь "является главной дорогой, связывавшей Западную Азию и, следовательно, классический мир, с глубинной Центральной Азией и, следовательно, с Дальним Востоком".
Выше Лянгара, у слияния реки Памир и Вахандарья, где начинается Пяндж, высится крепость Ратм. Отсюда основная дорога уходит по линии афганского "ваханского коридора" в Ташкурган (Китай), а другая через