Саша Горн.
.....Просто иногда очень приятно повспоминать эти милые места в которых прошло детство и то время, которое с расстояния прожитых лет кажется (а может оно и впрямь было таким) безоблачным и прекрасным, как утреннее небо над над горами Моголтау, что всегда были видны из любой точки города и своим, удивительно светло-сиреневым цветом, создавали радостное и волнующее настроение, вселяли надежду на встречу с новым и неожиданным, надо только взлететь над ними, воспарить, и тут-же перед тобой должны открыться новые неожиданные просторы, а горизонт отодвинется далеко-далеко и снова будет звать и манить нас в новые дали.
Мне, почему-то, хочется вспомнить то время когда я увлекался кино.Читал все журналы - 'Советский экран' ,'Спутник кинозрителя',
Исскуство кино' и еще какие-то, а также старался не пропустить ни одной премьеры. Помню когда мы жили возле старого, еще понтонного моста( чуть позже, когда построили первый мост он назывался в ту пору 'Новым', а когда построили второй мост возле Чумчук-арала, он стал называться 'Старым', а о существовании понтонного моста никто уже и не помнит) ближайшим кинотеатром был кинотеатр расположенный напротив школы номер 1 имени А.С.Пушкуна, если не ошибаюсь он назывался 'Родина'. Тыда мы ходили со старшей сестрой. Он был уже тогда довольно старым, но мне казался, очень большим и немного угрюмым зданием, тускло освещенным внутри. По стенам в сумраке чуть поблескивали фотографии знаменитых артистов, типа Самойлова, Стриженова, а также побольше черно-белые рекламные проспектиками с описанием фильмов и вкрапленными фото-кадрами из уже тогда устаревших таджикских кинофильмов типа 'Встреча в горах', 'Сыну пора жениться'. 'Джульбарс' и многие другие. Внутри огромнаго сумрачного рекреационного зала всегда было прохладно, в конце зала располагался буфет, где можно было купить лимонад и какие-то коржики. Но странное дело, или этот полумрак,или высокие, уходящие в верх и теряющиеся в сумрке потолки, или что-то еще, создавало некоторое гнетущее настроение, которое не позволяло ребятне шуметь и веселиться, что-то давило и угнетало как дом с привидениями. Поэтому когда его снесли, хотя и осталось ощущение легкой грусти, но и облегчения тоже.
Помню, как наверное лет в 6-7,я посмотрел там фильм 'Муму'. На мою не окрепшую детскую психику эта смесь кинотеатра с трагическим сценарием произвела такое сильное впечатлени, что я прорыдал весь обратый путь домой, а потом еще долгие дни воспоминание о нем заставляло страдать мою легко ранимую детскую душу. И до сих пор этот кинотеатр связан в моей памяти с Тургеневской историей, и досих пор это не противление злу, это предательство своего единственного родного существа, да и себя лично, вызывает во мне негодование и презрение к такому послушному холопству. На память всегда приходят строчки великого Некрасого, знатока народной души. Позволь мне процитироварь.
Люди холопского звания
Чистые псы иногда
Чем тяжелей наказание
Тем им милей господа.
За тем, после переезда на новую квартиру, наиболее часто посещаемыми кинотеатрами стали 'Пахтакор' - в старом городе(он стоял на пересечении улиц Ленина и Шарк) и конечно же кинотеатр имени Островского на Космонавтов, чуть дальше нашей школы.
Кинотеатр Пахтакор имел как и все кинотеатры в то время, один зал в который ты поподал из входной залы. это было большое старое сталинского типа здания с тяжелыми круглыми колоннами. Портик был украшен какой-то незатейливой лепниной. Позади колонн, в пространстве до входной двустворчатой двери слеваи справа в торцевых стенах были окошечки касс. Взяв билет ты вкодил в рекреационный зал небольших размеров, из которого в дук разных его концах находились двери в кинозал. Публика в рекреационный зал заполнялась еще до начала следующего сеанса и через закрытые двери были слышны звуки еще не окончившегося предыдущего сеанса. мы с нетерпением ждали его окончания, когда ленивые и часто сварливые старухи-билетерши, не спеша, испытывая наше терпение открывали двери в зрительный зал и мы старясь скорее отдть им наши билеты для отрыва контроля с радостью неслись занимать места( будто их могли занять другие). И уже заняв места мы снова начинали вертеться и посматривать на заднюю стену, где распологались отверстия для выхода или выпуска волчебного свта и звука называемого кино. Мы будто старались подстегнуть его, подтолкнуть, начать быстрее этот волчебный момент начала, вот уже начинали раздаваться нетерпеливй свист, его подхватывали другиеи уже весь зал в нетерпении наэлектризовывался так, что еще немного и начали бы сыпаться искры.Но, вот наконец медленно начинал гаснуть свет и мгновенно зал успокаивался, все взоры, все внимание на экран. Обычно мы ждали хорошего 'журнала' - Фитиль, а позже уже и Ералаш, но чаще всего пускали советский экран с ощередным показом пленумов, с'ездов партии, вестей с полей и колхозных ферм( чем только не пичкали наши неокрепшие мозги).
С кинотеатром Пахтакор связано прекрасное воспоминание не винного детского обмана. Одно время главным бухгалтером кинотеатра работала моя тетка, папина старшая сестра. Ее кабинет распологался позади экрана в небольщой комнатенке. Я гворил контролерше что иду к тете и действительно шел к ней. Поболтав с ней недолго я дожидался начала сеанса, а затем уже в темноте возвращался в зал.Правда работала она там не очень долго так,что я не очень сильно нагрел наш кинопрокат, а учитывая то, что он привил мне любовь к киноискусству, я вернул ему денег сторицей назад.Сеансы в Пахтакоре шли по четным часам те 10,12,2,4.6,8 и десять часов, а в Островского по нечетным те 9,11,1,3 5 7 и 9 так, что иногда удавалось в день посмотреть два разных фильма.
Уже поздно. будем считать этот набросок первой частью к воспоминаниям о ленинабадских кинотеатрах. Если тебе нравится, напиши и напишу продолжение.