продолжение:
«Очень интересно проходили соревнования среди школьников «Зарница». Мне кажется, зря про нее забыли - ведь в ней ребята учились оказывать первую медицинскую помощь, разжигать костер, ставить палатку, обращаться с оружием и многим другим полезным вещам. По вечерам много молодежи собиралось в кафе «Карась» и «Белая акация», где всегда были мороженое, холодный лимонад и шампанское. Но пусть у читателя не сложится впечатление, что молодежь только отдыхала и занималась спортом. Чкаловская молодежь много училась и работала. На ГМЗ треть численности были ребята комсомольского возраста, большинство работников ЦНИЛ АСУ, ЦНИЛОТа, ЦНИЛа были молодые специалисты. Комсомольцы работали на многих ответственных участках основных производств механиками, технологами, начальниками смен, бригадирами. Руководство комбината и подразделений им доверяли, поручали выполнять сложные задания. Закладка нижнего парка, строительство Комсомольского озера, субботники - основными участниками их была молодежь. И, честное слово, нас никто силком не тащил на эти мероприятия. Шли сами - было интересно, тем более, что были наглядно видны плоды своих трудов. Да и делалось все это для себя. Большую роль во всех молодежных делах играла комсомольская организация. Она была стержнем всех дел. Наверное, многие чкаловцы и сейчас добрым словом вспоминают ее лидеров" —. Юру Сухова, Женю Левченко, Лиду Сувнину, Башорат Файзуллаеву. Это были действительно энергичные, пользующиеся большим авторитетом ребята. Они не боялись принимать нестандартные решения, брать на себя ответственность. Например, нужны были деньги на подарки активистам к празднику. Попросили комсомольцев автобазы присмотреть - где лежит бесхозный металлолом. Договорились с руководителями предприятий о технической помощи. В один из выходных колонна из трех КРАЗов, автокрана и грузовика двинулась по трассе Ленинабад— Табошар. По пути собрали околи 30 т бесхозного металла — обрезки труб, металлокострукций, основы техники, и сдали в «Чермет». Необходимые средства были найдены. Интересно было жить в Чкаловске в 70-е годы, и не потому, что мы были молоды, а просто было большое общее дело и мы им гордились». (23) О спортивной и культурной жизни города вспоминают наши авторы всех трех поколений. И каждый рассказывает, восхищаясь искренне. Много могут рассказать об отдыхе. «В старом аэропорту члены аэроклуба прыгали с парашютом, на открытом ринге (сейчас там - баскетбольная площадка) семикратный чемпион СССР по боксу Алексей Грейнер тренировал крепких парней, по соседству играл будущий олимпийский чемпион Валерий Кравченко. Уже позже появятся клубы дельтапланеристов, альпинистов, яхтсменов. В городе было очень много велосипедов — ездили на работу, за покупками, на отдых, причем у каждого был номер г. Чкаловска. Велосипеды можно было спокойно оставлять у магазинов, парикмахерских, бани. Когда построили Кайраккумскую ГЭС, автобусы туда еще не ездили. И мы ватагой добирались на пляж на «великах». Таджикское море стало нашей любовью». (19) «водился я в шумном, многолюдном, очень интернациональном Донбассе. Затем учился в Москве, работал в Болгарии и ГДР, - в многолюдных европеизированных странах. И, к сожалению, мало знал о Востоке СССР. Поэтому, я не сразу дал согласие поехать на работу в Таджикистан, мы с женой знали, что там живут обычные трудолюбивые советские люди, но окружающая природа нас пугала: пески, безводье, скорпионы, каракурты, верблюды и что-то еще похожее. В Минсредмаше предложили нам выехать в соцгород (Чкаловск) как бы на разведку... Таксист оставил нас ранним утром на площади в окружении ансамбля зданий и памятника В. И. Ленину: Дворец культуры, Среднеазиатский политехникум, жилые дома. Был 1959 г. Пока осмотрелись, появилось двое дворников. Площадь и до их появления чистая, вдруг ярко засветилась в зеленом обрамлении деревьев и множества цветов. Утро было тихое, спокойное, прохладное. Уже тогда появилось желание, убеждение, что останемся работать здесь. Чкаловск поражает с первого взгляда. Позже, побывав на базаре Ленинабада, мы поразились обилием овощей и фруктов, их дешевизной и сладостью, огромным количеством рыбы: сомы, сазаны, карпы, жерехи и многие другие дары тогда совсем юного Таджикского моря. С годами мне пришлось близко познакомиться с этим морем. На первый взгляд, это небольшое, очень уютное водохранилище является пушистым, ласковым котенком. Это - настоящее море со своими морскими обычаями и повадками. К нему нужно относиться уважительно и осторожно. В декабре 1980 года я и мой постоянный спутник по охоте Иванов Б. С. вместе с бригадиром профессиональных рыбаков и его помощником на двух мощных 8-метровых рыбацких лодках вышли на острова в районе Сольпрома. Выбрали один из Островов, который возвышался под водой на 1,5 метра. Якоря лодок закрепили на берегу острова. Охота была удачной. Поужинали и легли спать в лодках. Ночью мы проснулись от грохота вокруг и почему-то от болтания лодки: все вокруг ревело, бросало залпами на нас тяжелый мокрый снег, под лодкой была вода, глубиной до 1 метра, вокруг ни клочка суши. Утром мы не обнаружили второй лодки, ее сорвало с якорей и унесло в сторону Канибадама. Беспорядочные волны достигали высоты 2—2,5 метров. Нам уже было ни до охоты и рыбалки и даже ни до еды, тем более, что и костер развести негде было. Холодный мокрый, пронизывающий насквозь западный ветер заставил нас подумать о том, что если мы не попытаемся выбраться в ближайшие 1-2 часа, то это может для нас трагически закончиться. Только опыт бригадира рыбаков мог нас выручить. Иван Ильич решил, что нужно попробовать выйти в море и пробиться на берег к любому стану рыбаков. Бригадир распределил роли так: сам Иван Ильич — за рулем, Борис Степанович отвечал за вычерпывание воды из лодки. Сразу скажу, что ему ни на секунду не пришлось останавливаться в этой работе. Моя задача заключалась в том, чтобы, накрывшись брезентом, не допустить, чтобы мотор лодки заглох от попадания на него воды. Швыряло нас так, что мы уже стали думать как бы сама лодка не развалилась на части. Выбирались против ураганного западного ветра. Шли почти четыре часа. В полной темноте. Прибились к стану рыбаков в районе заводской базы отдыха. Нас сразу же отправили в парилку (на наше счастье она уже была разогрета), и приготовили крутой куриный бульон. Нашлась бутылка водки... (24) Конечно, у чкаловцев были и раньше места отдыха: первый дом отдыха в совхозе «Паласе», пионерлагерь и дом отдыха в Адрасмане, дачи и сады. После создания водохранилища появились всесоюзно известный дом отдыха «Кайрак-кум», зона отдыха «Бухта «Мирная», пионерлагерь «Орленок» и профилакторий. В 1968 г. заполнили водой и Комсомольское озеро. Да, вклад молодежи в этом - весомый. Но основная нагрузка, как ни удивительно, легла на плечи коллектива автобазы № 1 (УАТ), одной из мощнейших, транспортных организаций республики. «В разное время руководили автотранспортом, число автомобилей и тракторов, в котором в иные периоды доходило до 1500 единиц, В. А. Ованесов (он начал с нуля) и Г. В. Шеховцов. Они мало походили друг на друга, но у обоих было одно сходное достоинство. Они знали дело, любили его, умели установить правильные отношения с шоферами и ремонтниками, и руководили хозяйством квалифицированно. Работа транспортников, особенно шоферов, протекала в очень сложных условиях. Грунтовые дороги с затяжными подъемами в грузовом направлении. Моторы перегревались - спасали только установленные на пути следования цистерны с водой. Резина горела: не выдерживали никакие нормы. Зимой свои неприятности: непроницаемые туманы, буксовка на подъемах, т. к. поверхностный лесовый слой становился скольским настолько, что исключался даже маломальский контакт между дорогой и колесом. Ремонтной базы не было, а когда и появилась (в б. хлопковом сарае), то условия ее далеко не отвечали потребностям и тем не менее коэффициент использования парка не спускался ниже 0,70—0,75. Правда, этому способствовало то, что в начальном периоде машины были новыми. Ремонтное дело поставил на твердые ноги и руководил им в самое тяжелое время обаятельнейший человек, безотказный труженик В. Н. Гаевский, воистину сгоревший на работе. В 1953 г. был введен в эксплуатацию новый хорошо оборудованный авторемонтный завод. Сильно осложняло работу и транспортников,- и снабженцев отсутствие моста через р. Сыр-Дарью. Приходилось пользоваться паромной переправой, самой примитивной. Две, редко три машины переправлял паром, с затратой не менее 30 - 40 минут. Переправа, принадлежавшая колхозу, не всегда работала. Только в 1947 году, при содействии маршала инженерных войск М. П. Воробьева, комбинат получил понтонный одноколейный мост. В летние месяцы он верой и правдой служил комбинату, но два зимних месяца его приходилось разводить, т. к. скапливавшаяся у моста шуга угрожала его сохранности. И вот тогда-то, особенно у снабженцев; наступала черная жизнь. По дну реки прокладывались трубопроводы для подачи топлива и кислот на правый берег; там создавались запасы материалов и продовольствия. Переправой руководили П. Дубских и П. Нестка. Для шоферов каждый опасный рейс был сопряжен с большими трудностями. О всех не напишешь, но два рейса хочется осветить подробнее. На рудоуправление № 13, буквально задыхавшееся от недостатка электроэнергии, надо было срочно доставить освободившийся на Ленплощадке энергопоезд мощностью 2,5 мгв. Но как доставить за добрых 70 км от железной дороги? Много вносилось предложений дельных и фантастических. Было и такое, которое сразу показалось прямо-таки несуразным, и, как часто бывает, оно оказалось самым практичным, и было блестяще осуществлено. Автором его был один из лучших шоферов товарищ Гайдабуров. Его предложение сводилось к тому, чтобы на автомашине «Студебеккер» и прицепе, рамы которых следовало усилить, перебросить отсоединенные от тележек кузова вагонов, не демонтируя оборудования, прямо в Майлису. После тщательных расчетов, а также проверок дорог и укрепления мостов, энергопоезд в составе трех вагонов-пульманов в течение недели оказался на месте, а еще через неделю давал энергию. Всю операцию по доставке выполнил автор предложения тов. Гайдабуров и выделенный ему в помощь, мастер на все руки, В. Г. Ковалев. Узнав об «эпопее» с переброской энергопоезда, А. П. Завенягин обозвал нас дикарями и ингушами. Последними потому, что в годы гражданской войны по приказу какого-то ингушского князька в горы был затащен международный вагон. Второй случай не столь необычный, но от этого не менее трудный. Для надежного обеспечения электроэнергией рудоуправления №11, в урочище Уткансу была построена подстанция 110 кв, питаемая через ЛЭП-110 от Ленинабадской подстанции, включенной в кольцо «Узбекэнерго». На лодстанции Уткансу устанавливались два трансформатора по 10.000 квт. Один из них требовалось доставить безотлагательно к месту установки. Но как? Вес трансформатора 60—65 тонн. До подстанции по прямой грунтовой дороге 50—55 километров, но нет средств переправы через реку Сыр-Дарья. Понтонный мост из-за тяжелой шуги на реке разведен, да и он тоже не подмога — не выдержит тяжести груза. После всяческих прикидок и обсуждений принимается решение: трансформатор железной дорогой доставить на рельсовые пути Фархадской ГЭС, плотина которой одновременно мост. А дальше? Дальше нет даже грунтовой дороги. Первая попытка пробиться машиной успеха не имела - мешали узкие места в крутых саях и ущельях. Весь маршрут был пройден пешком, а позднее взрывами расширены наиболее труднопроходимые места «дороги». И только посыле этого удалось на машине проехать до подстанции. Проехали без трансформатора, а как будет с ним? Рельеф, по которому было пробито подобье дороги, гористый, с большим числом спусков и подъемов, неудобных поворотов. Никаких транспортных устройств, способных поднять такой груз, у комбината не было. Пришлось «поклониться» Кансайскому руднику, имевшему мощный тягач. Но на тягач не взгромоздишь шестидесятипятитонный трансформатор. Стали снова думать и гадать. Начальник АРЗа В. Н. Раевский с конструкторами разработали проект подобья трайллера. Проект был одобрен и тележка изготовлена. На ней и был доставлен трансформатор к месту установки. Вез трансформатор прекрасный мастер своего дела шофер В. Петров. Общее руководство было возложено на главного инженера АТО Г. В. Шеховцова. Активными участниками были Б. А. Аванесов, шофер П. Лотарев, ремонтники-слесари товарищи Шпаковский, Качура, бульдозерист Пресняков, техрук автобазы Е. И. Колтунов, парторг базы В. Божеков, профорг Н.Антропов, дорожники П. Дубских и П. Шестка. Все участники были премированы, а тов. Гайдабуров удостоен правительственной награды. Подавляющее большинство шоферов и ремонтников заслуживают похвалы. Перечислить всех немыслимо, назову лишь тех, чьи имена крепко врезались в память: А. Кадыров, В. Петров, Ю. А. Ефремов, Акимов, Жеребцов, В. Яроцкий. Много пользы принес авиаотряд. На маленьких «ПО-2» или как их называли на войне, кукурузниках, удавалось добраться до самых отдаленных точек, садиться и взлетать с пятачков, зажатых в горах. ЛИ-2 часто выручал, доставляя из Москвы, с Украины и Урала экстренные грузы. В н-ском отряде ас-пилотом ЛИ-2 был боевой летчик Басов. Пилоты Лигаров, Зелендинои, Кузьмин, Черепков, механики П. А. Негода, А. Т. Никифоров и другие работали дружно и хорошо. Многие из работавших во вспомогательных службах заслуживают быть названными, но всех не удержала память, но хочется отдать должное замечательному труженику, комбинатскому «первопечатнику» М. Г. Бляхману, старому рабочему полиграфисту; н-ку ЖКО И. Т. Лихоносову, проявлявшему большую заботу по благоустройству и культуре соцгородка, В. М. Лавнееву—очень скромному, но хорошему товарищу и работнику, В. И. Курчевскому, стоявшему на страже пожарной безопасности комбината». (1) Наш город - единственный в республике, где не создавались горторги, райпотребсоюзы, общепиты. Для местных властей это было головной болью, т. к. везде наибольшее количество жалоб от населения поступало в адрес работников торговли. Но торговля в Чкаловске была образцом, эталоном обслуживания людей для всей Средней Азии. И не только из-за «московского обеспечения». Здесь готовили лучшие блюда и кондитерские изделия, здесь выпускались самые вкусные напитки и мороженое. А это зависело от самих людей, их добросовестности и эксплуатации оборудования. «С момента организации комбината техническим снабжением руководил и был его организатором А. М. Миклешанский. Позднее вплоть до 1953 года, став заместителем директора комбината, он возглавил все виды снабжения и транспорта. Хорошо, без преувеличения, отлично работал т. Миклешанский, вложив в организацию и становление комбината много труда и сердечной теплоты. Сложно было снабжать все разрастающийся комбинат. Росли не только объемы потребляемых материалов, но и номенклатура их. Одной оборотливостью не обойтись! Нужны были вдумчивость, отлаженность всего механизма снабжения и принципов его работы, Казалось бы, о чем думать: порядок выделения фондов по годовым заявкам был незыблим. О каких-либо посягательствах на действующие каноны никто и слышать не хотел. Но жить по этим канонам было неразумно: скапливались излишки одних материалов, не хватало других и т. п. Серьезно изучив вопрос, А. М. Миклешанский внес предложение узаконить поквартальную корректировку годовых заявок. Ведомственный Главк и Госплан нас не поддержали. Тогда коллективными усилиями был составлен хорошо аргументированный документ в адрес руководства, существовавшего в ту пору Госснаба СССР, и лед тронулся: впервые в этой системе поквартальная корректировка получила права гражданства! Работниками снабжения совместно с главной бухгалтерией комбината, в целях единообразия учета и упрощения операций, разработали ценники и шифры на все многообразие материалов. Эта большая и очень кропотливая работа, в конечном счете, способствовала точности учета затрат и издержек производства. Под стать ему были и начальник УРСа Г. А. Карамов, начальник отдела оборудования М. О. Гольман, его заместители Н. Н. Иванов и И. Ф. Гвоздев, работники предприятий, ведавшие снабжением И. И. Воронин, А. П. Баннов, И. И. Богйко, А. В. Богатырев, представители в Москве и Ташкенте Степанов, П. Ф. Корнеев и Г. Ф. Родзян, начальник центральной базы С. М. Новак, заведующие складами Д. Н. Ромашкевич, М. А. Омельченко и многие другие. Многое, очень многое зависит от работы технического снабжения, но перефразируя известную поговорку: «Не единым лесом (металлом, трубами и т. д.) жив человек», следует сказать — одного его мало. Очень важно еще, чтобы рабочий человек, руками которого делается план, был хорошо накормлен, одет, чтобы его детишки имели молоко, овощи, фрукты, а изредка и игрушку. Работники рабочего снабжения с душой отдавались делу. Начальник УРСа, Г. А. Карамов и другие стремились сделать все возможное, чтобы не только накормить и одеть, подшить, починить обувь, но и сделать это культурно, добротно. Работать им приходилось в трудных условиях. Первое время, особенно до отмены карточной системы, с продовольствием и вообще с товарами было тяжело. Правда, по решению ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР, снабжение трудящихся комбината осуществлялось по первой категории; сверх этого выделялись в значительных количествах так называемые «субпродукты». В то время это было большим подспорьем. Разрешено было также продукцию подсобных хозяйств обращать сверх норм на общественное питание. Постановление ЦК партии и Советского правительства имело огромное значение и силу, но оно само по себе не приближало к местам потребления оптовых баз. А их было много, находились далеко и были разбросаны. Мало было получить фонды и наряды, главное - чтобы вес предназначенное трудящимся дошло до них или как тогда говорили было «оторвано». Орсовцы, за редким исключением, добивались этого. Но трудности были не только в этом. Один, два, а в некоторых местах и больше лет, работать приходилось в малоприспособленных помещениях, да и тех не всегда хватало. Работники, пришедшие в торговлю в более позднее время, и не поверят, что ОРСы долгое время не имели не только холодильников, а и холодильных прилавков. Ни одного! А кормить-то надо было ни много ни мало сто тысяч душ с лишним. Несмотря на все трудности, которые теперь могут только присниться, ОРСовцы хорошо выполняли свое дело. Надо иметь ввиду, что многие из них были зеленой молодежью (как впрочем и в других звеньях). Например П. Т. Будаев, В. И. Сапожников, В. Т. Лубянцез и др. только закончили вузы. Много труда отдали работники ОРСов созданию и развитию подсобных хозяйств. Их в комбинате было три, но ведущим был совхоз «Паласс». «Паласс» до передачи его комбинату специализировался на производстве фруктов, главным образом абрикосов. К моменту передачи он был в состоянии упадка: деревья сохли, земля засолонилась, средств для полива не было. Замечательные энтузиасты «директор совхоза П. М. Шестахов, механик Г. В. Сизенцов, агроном В. И. Гончарук и зоотехник Я. Волович немало поработали пока «Паласс» встал на ноги. Фруктовый сад был расширен, в значительных объемах выращивались овощи (огурцы, помидоры и .др.), бахчевые. Высокие урожаи люцерны и корнеплодов позволили развить молочное и мясное (свиньи) животноводство. Были значительно увеличены, а точнее заново заложены виноградники из лучших среднеазиатских сортов винограда. Продукция подсобных хозяйств очень существенно улучшали питание трудящихся. Детские сады, больницы всегда имели молоко, а рабочие столовые - дополнительное количество мяса. Овощи, фрукты, арбузы шли и в торговую сеть. Особо следует отметить большие успехи, молочной фермы. Средний удой в совхозе «Паласс» на фуражную корову в начале пятидесятых годов достигал почти пяти тысяч литров за сезон. Для сравнения — средний удой по Таджикистану не превышал 450—500 литров». (1) «Известные доярки со временем стали надаивать по 4300—4500 литров молока от каждой коровы. В 60-х годах совхоз резко стал увеличивать производство по всем направлениям, кроме того, что Чкаловск обеспечивался полностью мясомолочными продуктами, картофелем, овощами и фруктами, до 1,5 тонн молока сдавалось на Ленинабадский гормолзавод, и по 300 тонн фруктов отправлялось в другие предприятия Минсредмаша. На ВДНХ лучшими соками были признаны те что выпускались в местном перерабатывающем цехе. * * * «Чкаловский городской отдел народного образования был создан в 1956 году. В его составе до 1993 г. было 12 средних общеобразовательных школ (6 школ и 1 школа-интернат в г. Чкаловске, 4 школы в пос. Табошар, 1 школа в с/х Паласс). Знают и помнят старожилы замечательных педагогов, стоявших у истоков развития народного образования в г. Чкаловске: Носову Н. И., Митрофанову А. Ф.., Морозова Н. К., Бокареву Е. Н. Горшеневу Л. Ф., Ильину В. Н., Вихреву А. В., Храмову Н. М., Герасимову М, П., Игнатову А. П.. Краснову М. П. и многих других. «В 1964 г., измотанные пятисуточной ездой в общем вагоне с пересадками, с пятилетней дочерью и женой, закончившей ординатуру по акушерству и гинекологии, мы пришли в гостиницу, где не было мест. Начальник медсанотдела А. Ф. Шаповалов устроил нас в финском домике санатория-профилактория при самой больнице... Терапевтическое отделение на 75 коек нуждалось в капремонте и реконструкции, оснащение диагностической аппаратурой и оборудованием было скудным, для медикаментов и продуктов для самых тяжело больных имелся один холодильник. ...Мне уже рассказали, что в больничном городке начались большие изменения. И связывали это с приходом к руководству нового директора Владимира Яковлевича Опланчука. В это время активно формировался основной состав медицинского коллектива. Хирургическим отделением заведовала Валентина Павловна Игнатова, работающая здесь с первых дней организации медслужбы в соцгороде, с которой сразу установились тесные дружеские отношения, как и с Т. М. Шангиной, Е. И. Морозовой, И. П. Тюриным и другими врачами и сестрами. И они были правы. В короткое время была практически обновлена вся медицинская материальная база, построены новые корпуса. Высокоспециализированную стационарную и поликлиническую помощь оказывали по 32 врачебным специальностям с применением современных достижений науки и практики. О врачах Чкаловска, условиях в больницах говорили далеко за пределами республики. Из этого коллектива вышли доктора медицинских наук Ю. Е. Березов, В. Н. Гольдберг, А. В. Быховский, Б. Я. Лукьянов, В. С. Бабоша, А. С. Мордухович, Г. П. Рычагов и свыше 25 кандидатов. Такой потенциал позволял оказывать медицинскую помощь на клиническом уровне». (25). «В 1960 г. Зубарева Г. В. сменил Опланчук В. Я. Его приход ознаменовал расцвет нашего СМУ и развитие жилищного строительства в Чкаловске. Порою казалось, что он кроме строительства ничем другим не занимается... За такое отношение к нам он был прозван «главным прорабом» Чкаловска...» (3) О Владимире Яковлевиче Опланчуке, директоре комбината с 1960 по 1991 год, Герое Социалистического Труда, лауреате Государственной премии, сказано и написано немало. Да, именно с его появлением изменились заметно и облик города, и условия жизни, и технология многих производств, изменилось и отношение к городским властям, чей авторитет все возрастал. Но мы говорим в данном случае о жителе города Чкаловска В. Я. Опланчуке, который жил в коттедже на углу улиц Пушкина и Ленинградская (сегодня - Опланчука), предлагая воспоминания из книги, изданной к 80-летию со дня его рождения. «Приходилось мне встречаться с Владимиром Яковлевичем и по общественной работе в горсовете, и в нерабочей обстановке - на рыбалке, в санаториях на Черном море. На рыбалку ездил он с другом в Дигмай, к Голубому заливу в Науском районе. Здесь проявлялись как нигде его эмоциональность и азарт. Обычно рыбаки ведь любят тишину. И нам вначале было непривычно, когда напротив, в камышах, раздавались возгласы по поводу пойманного карася. Ну, как заядлый рыбак, мог и прихвастнуть насчет размеров улова. А в санатории он был доступен, как и при посещении цехов, прост. Правда, и там у нас оставались чувства уважения, соблюдения субординации. «Как же, директор, Герой, депутат, да еще раздетый на пляже,..». С ребятами мы отходили подальше. И на танцах по вечерам облегченно вздыхали, что его там нет с супругой. В столовой же, в скверах он обязательно расспрашивал об отдыхе, здоровье. Ничто людское ему не было чуждым - при этом всегда оставался скромным, доступным, внимательным и отзывчивым человеком». (8) «Совместная работа в течение более 30 лет невольно сблизила нас, - оба мы были участниками войны, прошедшими ее от «звонка до звонка». Мне не один раз приходилось бывать дома у директора или отдыхать вместе с ним во время отпуска. В эти моменты я мог наблюдать его в нерабочей, бытовой обстановке, где человек полнее раскрывается. В семье Владимир Яковлевич был любящим и заботливым мужем и отцом. Заботливой хозяйкой, внимательной женой и нежной матерью была его супруга Мария Филипповна. Дети - сын Анатолий и его дочь Татьяна, глубоко уважали и горячо любили своих родителей. Это была прекрасная, дружная семья, негласным правилом которой было взаимное уважение и уважение к другим людям. Дом В. Я. Опланчука был на удивление скромным и простым. Единственное, что обращало в нем на себя внимание были книги, много книг. Свою библиотеку, в которой насчитывались тысячи томов, а многие издания были крайне редкими, он собирал годами и с любовью, посвящая основную часть своего свободного времени чтению. На отдыхе, в санатории, Владимир Яковлевич отличался крайней скромностью. Редко кто, за исключением разве знакомых, знал, что он директор крупного комбината, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, депутат Верховных Советов Союза и Таджикистана, кавалер многих высоких правительственных наград. Поэтому отдыхающие относились к нему как к рядовому человеку, и он, будучи по натуре своей человеком крайне скромным и демократичным, держался в отношении с окружающими с той же предельной простотой. Вообще надо сказать, что Владимир Яковлевич любил людей, — внимательное отношение к ним, забота об их благе, - это качество красной нитью пронизывало всю его жизнь и деятельность». (26) «Специалистов из Чкаловска ценили везде по самой высокой категории, и не только в урановой промышленности. Сотни наших работников самых разнообразных профессий участвовали в организации и обеспечении работы Семипалатинского полигона для подземных ядерных зарядов. Вначале на заводе горного оборудования (ЧМЗ) изготовлялись специальные бункер-поезда для скоростной проходки горных выработок, закладочные транспортеры и самосвальные вагонетки с виброразгрузкой для доставки и укладки бетона и щебня и подавляющая часть оборудования, предназначенная для создания штолен, куда укладывались ядерные заряды. Мало кто знал - что и для чего грузят в вагоны, стоящие в крытом тупике на территории завода, который сохранился и сегодня. Была создана специальная группа механизации горных работ. Я работал тогда конструктором, затем начальником бюро механизации горных работ КБНТ, и по заданию главного конструктора завода В. В. Кузмичева курировал все заказы для Семипалатинска. Потом в командировку на полигон направили Именно наших специалистов: Была создана Центральная экспедиция ЛГХК, где я стад главным механиком. Вслед за мной так же в длительную командировку направили инженера-технолога В. В, Данченко, ставшего начальником ремонтно-механической мастерской, и станочника-универсала Б. Г. Мельникова, который был признан там ведущим рабочим. В беседах даже с родными не произносились слова уран, полигон, атомная бомба. Для сторонних в дороге мы были по профессии, токарем или пекарем, официантом или учителем по физике... Старались не «светиться» на собраниях или в художественной самодеятельности. Хотя, признаться, многим ох как хотелось заново стать «простым» работягой и покуражиться в кафе или на танцплощадке. По мере нарастания объемов работ в экспедиции, с организацией скоростной проходки и дооборудования выработок, конструкторским бюро по новой технике разрабатывалась техдокументация, а завод изготавливал штанговую крепь, металлическую арочную крепь из спецпрофиля, проходческие бункерпоезда, самосвальные вагонетки для доставки бетона и щебня для закладочных работ. Для полигона завод изготавливал в больших количествах специальные металлоконструкции, секции трубопроводов больших диаметров и уникальные элементы для оборудования испытательных боксов и систем вывода информации из эпицентров ядерных взрывов. Кроме того, завод обеспечивал поставку запасных частей и узлов, производил срочный и качественный ремонт работавшего на полигоне горно-шахтного оборудования, погрузочных машин, скреперных лебедок, электровозов, шахтных вентиляторов, насосов, компрессоров, передвижных электростанций и т. д. Значительную помощь завод оказал горной станции полигона в создании, укомплектовании оборудованием, оснасткой и кадрами. Проходчики и взрывники, водители и монтажники, ремонтники и горноспасатели, автотехники и ИТР всегда чувствовали заботу Чкаловска. Ведь в Семипалатинск регулярно поставлялись свежие фрукты, виноград, бахча и соки из совхоза «Паласс», чайные сервизы и ковры от УРСа, дансе автомашины. Позже направляли утепленные автобусы «Таджикистан». Всегда мы были в центре внимания наших медиков и снабженцев». (27) «Весной 1973 г. поздним вечером меня вызвали в штаб по чрезвычайным ситуациям. Предупредили, что начнется тяжелый, неприятный разговор. Зам. начальника аэропорта сообщил, это разбился при заходе на посадку самолет ИЛ-8, летевший из Душанбе, и нужны специалисты по ликвидации аварии. В обстановке абсолютной секретности совещание прошло оперативно и все были распределены по обязанностям. Я ненароком спросил, мол, почему привлекают нас, а не спасательных спецов. Мне ответили, что они не входят в утвержденный список и, тем более, такие вопросы не обсуждаются. До рассвета я собрал двух крановщиков и четверых жестянщиков. Получив пропуска, мы направились к месту катастрофы в 37 км от Ленинабада недалеко от Янтака. У всех было тяжело на душе - самолет лежал вверх колесами, много вмятин, повреждений. Необходимо было перевернуть его на 180°. Каждый занимался своим делом. 43-тонный корпус судна приподняли специальными, грузозахватными стропами и демонтировали остаток крыла с двигателем. Остальное обошлось благополучно. К этому времени прибыла комиссия из Москвы и попросила вскрыть дверь и вынести бортовой журнал. Слесарь высшей категории Иван Мартынович Ниссин попросил меня быть рядом. (Наверное, для моральной поддержки). Подобрав ключи, он вскрыл входную дверь... Была в прямом смысле гробовая тишина. Было очень тяжело на душе. И первое, что я услышал тогда, был голос представителя безопасности полетов из Москвы: «Сволочи, угробили 89 душ. Он же отлетал свой ресурс. Усталость металла и изоляция энергоснабжения сказалась. Два года назад надо было списать самолет...» Мы, сделав свое дело, вернулись домой изможденные не работой, а увиденным. Жестянщики остались там и работали еще несколько дней. Один из них - Алиджон Раджабов, который запаивал цинковые гробы, пережил тяжелый шок и долго лечился. Сейчас работает у нас, в УЖКХ... Через год республика вновь потребовала наших специалистов. Оказалось, военные связисты, прокладывая без согласования свой кабель, повредили траншейным экскаватором ЭТЦ-161 газопровод Бухара-Фергана. Произошел взрыв. Из Душанбе позвонили В. Я. Опланчуку, чтобы комбинат попробовал самостоятельно ликвидировать аварию, потому что приезд газовиков из Ферганы займет много времени. Генеральный тут же дал добро, и на ликвидацию аварии немедленно была брошена бригада с необходимым оборудованием. Автокран СМК-7 с крановщиком Александром Суриковым, экскаваторщик Леонид Абрамовский, две поливальные машины направились к саю у п. Пролетарск. В полевых условиях так быстро и качественно была ликвидирована аварийная ситуация, что лриехавшие ферганские друзья только развели руками и премировали комбинатовских «ликвидаторов». А в Чкаловске жители даже не почувствовали беду, так как газа хватило на аварийный период из резервных емкостей». (14). «Осенью 1962 года начальником СМУ-4 был назначен Хелемендик Петр Демьянович, который работал начальником монтажного участка. Тогда СМУ имело два строительных участка, монтажный участок, ОПП, ОГМ, где трудились около 700 человек. Судьба его сложилась трагически, он умер в Москве в больнице после операции. За 14 с лишним лет при его руководстве СМУ-4 проделало огромную работу. Были построены жилые кварталы; кв. 43, кв. Космонавтов, кв. Победы, кв. 44, где разместились грязелечебница, кинотеатр «Космос», ресторан «Восток», магазин «Радуга», универмаг «Памир»... Построены школы №№ 3, 4, 5, 7, 10. пионерский лагерь «Орленок», расширен дом отдыха «Кайраккум». Была проведена полная реконструкция инженерных стен в старом жилом секторе, все старое жилье было оборудовано центральным отоплением, горячей водой, природным газом. Были построены новые электроподстанции. Реконструировались объекты промплощадки. Расширились и реконструировались кабинеты медсанчасти. Был построен нынешний аэровокзал с благоустройством и служебными помещениями. За ввод в эксплуатацию аэровокзала Смоленский А. А. и Хелемендик П. Д. были удостоены звания «Заслуженный строитель Таджикской ССР». Вскоре они оба стали кавалерами ордена Трудового Красного Знамени. «В 1962 г. в СМУ пришел на должность главного инженера УП Корнеев Ю. А., в 1963 г. он стал начальником промышленного участка, а в 1969 г. - главным инженером СМУ-4, а после смерти Хелемендика П. Д., в 1977 г. принял СМУ-4 в качестве начальника и пребывает на этом посту и сегодня, немало проработал с ним главным инженером Асриянц Ю. М. Трудно перечесть все, что было выполнено строителями СМУ-4 за это время. Выросли новые современные детсады, был построен квартал «Заозерный», где застройка велась домами с улучшенной планировкой. Такими же домами велась застройка ул. 1 Мая, квартала «Южный», ул. Ленина и всех свободных пустырей и закоулков в городе». (3) «13 октября 1985 г. на город обрушилась страшная стихия — землетрясение. В городе было разрушено много домов, Срочно была создана комиссия по установлению величины разрушения. Такие же комиссии были организованы на всех предприятиях. Был составлен план возрождения нашего города, в котором принимали участие многие предприятия нашего министерства. К нам были прикреплены 2 проектных института, Ташкентский филиал № 1, «Пром НИИ проект» и Лермонтова-кий проектный институт. Все работы по восстановлению велись под непосредственным руководством В. Я. Опланчука. Одновременно велось проектирование квартала «Новый», там предполагалось стр-во района на 25 тыс. чел. Руководство города и комбината, конечно, рассчитывало не на увеличение жителей, а на значительное улучшение жилищных условий горожан. Там предусматривалось строительство большого универмага, продовольственных магазинов, детсадов, театра, кино, музшколы, школы с бассейном». (9) «Конечно, школа была бы построена, если бы руководство комбината не пошло на поводу у авантюриста от архитектуры Ткаченко. По его индивидуальному проекту была заложена школа, которую закончить вряд ли удастся в ближайшие годы, т. к. в проект заложено много технологически невыполнимых идей, а сама разработка рабочих чертежей выполнена на очень низком техническом уровне. Во время пересмотра архитектурной планировки города после землетрясения с большим трудом удалось удержать прытких реконструкторов от сноса Дворца культуры и ансамбля жилых домов на площади. Нам удалось сократить первоначальный вид центра города - своеобразной визитной карточки Чкаловска. Но, к сожалению, снесли все же Дом пионеров, который можно было реставрировать. Ведь теперь долго не сможем построить такое здание». (3) «Почти все объекты, кроме специализированных и промышленных, передавались на баланс нашего ЖКУ. Сначала это был жилищно-коммунальный отдел, которым руководил И. Т. Лихоносов. Затем было организовано уже два ЖЭКа. А когда соцгороду придали статус города, было создано жилищно-коммунальное хозяйство, в которое входил весь жилой фонд Чкаловска, инженерные коммуникации, детсады (всего на 3500 детей), газо-и водоснабжение, ТЭЦ, кинотеатры, стадион и даже бассейн с горячей водой. Работа коммунальников во многом была зеркалом жизни города, авторитетом комбината и горисполкома. А наш Чкаловск своей хозяйственностью, бытом и уютом конкурировал со многими крупными городами СССР. Он лидировал по обеспечению жилплощадью улучшенной планировки на человека, по квадратуре зеленых насаждений на каждого жителя и по обеспечению теплом и водой. И в этом надо отдать должное и руководству комбината, и партийно-советским органам, и таким ветеранам, как начальнику ЖКУ Жукову К. А., Плотникову В. М., Шульгину А. В., который и сегодня живет на ул. Калинина, начальникам ЖЭКов Затонскому В. А. и Козлову М. И.». (14) «В зале заседаний ЖКУ чествовали юбилей начальника Жукова К. А. Вручая приветственный адрес строителей, начальник СМУ Корнеев Ю. А. сказал (почти дословно): - Мы с вами делаем большое дело. Почти все, построенное нами в Чкаловске, сдается вам, и вы потом долго, долго.... Здесь Юрий Александрович сделал паузу, обдумывая какое слово произнести — «эксплуатируете» или «обслуживаете». В это время прозвучала реплика: «Достраиваете!». Зал моментально отреагировал оживлением и добродушным смехом. Он понял дружелюбие шутки и, засмеявшись со всеми, пояснил, что правильнее сказать - «эксплуатируете». Основанием для этого была установившаяся традиция, когда отделочные работы в сдаваемом доме (побелка, покраска, мытье полов, окон и т. д.) производились будущими жильцами этого дома. А работу они для себя, по своему вкусу, выполняли с удовольствием». (28) «Нами занимались, мы чувствовали, что нужны комбинату и городу и потому работали с удовольствием. Категорически не приемлю банальное определение о застойном времени. У нас его не было, не было его и на комбинате. Сейчас действительно трудные застойные времена. Дай-то бог выжить! Заканчивая эти сумбурные воспоминания, хочу, чтобы никто не был забыт. Поэтому прилагаю список коллег и товарищей, которых считаю ветеранами комбината и СМУ. Да простят меня те, кого ненароком пропустил. Ветераны УС-896 (1945—1953 гг.) Несчетный Григорий Леонтьевич — каменщик. Вибе Яков Абрамович -- бригадир маляров. Ольшевский Владимир Константинович—маляр Васильев Николай Андреевич - механик. Котик Семен Михайлович — мастер, бетонщик. Табаченко Василий Григорьевич — бр. сантех. Ротдеккер Рогус Готлибович — бр. штукатуров. Шпальц Франц Георгиевич — бр. плотников. Кельн Давыд Давыдович - - бр. монтажников. Массольд Адольф Георгиевич—бр. штукатур. Оспенников Петр Алексеевич — стекольщик. Радченко Николай Яковлевич -- бетонщик. Марц Николай Петрович - - прораб. Сергун Николай Данилович -- прораб. Кошелев Семен Никонович - - прораб. Зубков Сергей Федорович - - мастер. Суворов Александр Петрович - - прораб. Райх Александр Александрович —жестянщик. Битнер Леонид Васильевич - - прораб. Измайлов Дмитрий Васильевич - нач. уч-ка. Гертнер Александр Александрович—нормиров. Пивнов Михаил Иванович -- инспектор ОК. Ветераны СМУ-4 (1953—1993 гг.) Янцев Иван Корнеевич -- снабженец, завхоз. Иванов Юрий Александрович - - гл. инженер. Корнеев Юрий Александрович — нач. СМУ. Асриянц Юрий Михайлович - - гл. инженер. Бондаренко Николай Петрович - - плотник. Самойлов Владимир Николаевич — зам. нач. Камков Николай Михайлович — бригадир. Романов Виктор Алексеевич -- нач. участка. Прошин Михаил Георгиевич - - гл. механик. Чурсин Еввений Павлович -- инженер по ТВ. Шестакевич Станислав Иосифович—ст. прораб. Шаповалов Виктор Петрович -- гл. инженер. Магель Александр Александрович—нач. ОПП. Ванина Роза Булкреевна -- мастер. Руденко Юлий Алексеевич — нач. ПТО. Сурков Дмитрий Иванович -- гл. механик. Хлыстов Дмитрий Константинович—нач. уч-ка. Сергеев Афанасий Григорьевич - - инженер. Рябова Таисия Федоровна - - инженер. Неверов Иван Степанович -- инженер. Насыров Александр Мустафьевич - - нач. ОК. Калмыков Николай Михайлович—прораб». (3) «Не раз перечитывал я этот список. И не раз слушал воспоминания о становлении СМУ и города от Дмитрия Захаровича Фрумана. Сколько раз упрашивал его написать все подробности его истории и строителей. Не для славы, чего он очень сторонился, а для потомков. Такие люди стеснялись своей биографии, с другой стороны воспитаны были на принципе «не положено об этом говорить». И когда свершилось, когда он принес свою рукопись, я восхитился его грамотностью, памятью, квалификацией. Правда, долго пришлось разбираться в подчерке и переписывать... Дмитрий Захарович был из ПФЛ. В плен к немцам попал офицером Красной Армии. Диву даешься, как он умудрился остаться в живых с такой фамилией у фашистов. После освобождения он прошел через круги «Смерша». Там убедились, что крови советских людей на его совести нет. Лишь удивились, что офицер, да еще и еврей, ухитрился у немцев вести художественную самодеятельность. И здесь, в ПФЛ, работая по ночам на строительстве ДК и техникума, он отличился организацией культурного досуга заключенных, охраны, а затем - и специалистов комбината. Он не был строителем. Но со временем стал таким организатором на стройке, таким образованным, расчетливым в строительно-монтажных работах, что, не сомневаюсь, был бы руководителем крупнейших стройтрестов. Если бы не «пятно» в биографии». (29) Действительно, среди спецконтингента и немцев из «трудовой армии» было немало талантливых людей. Только своим трудолюбием, смекалкой, честностью смогли они влиться в ряды рабочих коллективов города. Немало было среди них и высококвалифицированных специалистов, труд которых Родина по достоинству оценила, удостоив наградами наравне с комбинатовскими передовиками. А коллективу ГП «Востокредмет» есть чем гордиться. Орденами и медалями СССР награждены более 10 тысяч работников; четверо удостоены вместе с двумя директорами звания Героев Социалистического Труда. Это - аппаратчик ГМЗ Гайбулло Рахматуллоев, доярка совхоза «Паласс» Зоя Малушкова, бригадир забойщиков Виктор Чижов и бригадир проходчиков Михаил Цацко. Это их трудом, трудом всех горожан и миллионов трудящихся СССР был создан атомный щит страны, что лишило США монополии на ядерное оружие; была задействована первая атомная электростанция, спущен на воду первый атомоход. Это чкаловские специалисты впервые в мире разработали безотходную технологию получения высококачественных флюоритовых концентратов из бедных труднообогатимых руд. Это наши технологи, химики, инженеры и лаборанты, многие из которых и сегодня живут рядом с нами, внедрили фантастическую в то время идею — добывать уран на гидрогенных месторождениях, способом подземного выщелачивания. «Что такое десять лет? Много это или мало? Для человека - значительный отрезок жизни, для истории - мгновение. А для страны, предприятия? Для нашего молодого государства прошедшие десять лет стали целой эпохой, вместившей в себя и горечь невосполнимых потерь, понесенных в годы братоубийственной гражданской войны, и радость первых, пусть небольших достижений на пути мирного строительства, восстановления экономики республики. Тяжелым испытанием на прочность эти годы стали и для ГП «Востокредмет». Вся сырьевая база — рудоуправления, рудники, заводы первичного обогащения сырья остались на территории других независимых государств. Разорвались десятилетиями налаженные производственные связи. Для узкоспециализированного предприятия это грозило полной остановкой. Начался отток специалистов. Деловые партнеры не принимали наших предложений о совместной деятельности, ссылаясь на политическую нестабильность в стране. Чтобы выжить, сохранить работоспособный коллектив, производственные мощности нужно было принимать неординарные меры. Мы решили на базе имеющегося оборудования организовать производство по выпуску чистых соединений металлов гидрометаллургическим способом, используя богатый опыт переработки урансодержащего сырья. Такие производства были созданы. Это технологические линии по выпуску высококачественного марганцевого концентрата, диоксида титана, титанооксидных катализаторов. В кратчайшие сроки был построен и введен в эксплуатацию цех по аффинажу золота и серебра. Готовая продукция полностью соответствует международным требованиям. В последние годы большая работа вместе с учеными из Казахстана проводится по созданию уникальной технологии производства чистой пятикиси ванадия из нетрадиционных видов сырья. Получена первая продукция, из которой планируется выпуск совместно с Ленинабадским комбинатом редких металлов высококачественного феррованадия и ванадий-алюминиевой лигатуры. Одновременно с аффинажным производством мы построили ювелирный завод, выпускающий цепочки, кольца, кулоны и другие изделия из драгоценных металлов и композитных материалов. Производство это молодое, и его продукцию пока знают только в Согдийской области, но мы наденемся, что в скором времени с ней познакомятся как жители других регионов республики, так и стран СНГ. В условиях жесткой конкуренции на автомобильном рынке Чкаловский автобусный завод «Худжанд-ЗИЛ» освоил выпуск моделей автобусов с дизельным двигателем, двухдверных для городских пассажирских перевозок. Значительные перемены произошли и в других подразделениях предприятия. Если раньше они в основном обслуживали основное производство, то теперь большая часть продукции и услуг производятся для сторонних организаций. Так, Чкаловский машиностроительный завод выполняет заказы для Министерства водного хозяйства, совместно с московской фирмой МАГИ изготавливает миниГЭС, предприятиям России и Узбекистана поставляет горное оборудование. Научно-производственный центр «ЭлТА» освоил сборку персональных компьютеров, телефонных аппаратов, создал участок по изготовлению облицовочной плитки из природного камня. Все это дало положительные результаты. Начиная с 1997 года, начался, пусть небольшой - по 5-7% в год, рост выпуска продукции. Основная цель была достигнута - сохранился коллектив, способный выполнять сложные задачи, сохранилось производство. Важным фактором для подъема экономики стали достигнутые в Республике гражданское согласие и политическая стабильность. Это значительно повысило доверие зарубежных партнерств к предприятиям Таджикистана, в том числе и к нашему. Примером этого является недельный визит делегации Минатома РФ во главе с Первым заместителем Министра. В ходе переговоров с Премьер-министром РТ А. Г. Акиловым достигнуто соглашение о восстановлении произведетвенных связей между предприятиями топливно-ядерного цикла, о создании совместных предприятий. Кроме того, Минатом РФ обещал оказать содействие в решении наших экологических проблем. Большую поддержку нашему предприятию оказывает Президент страны, уважаемый Эмомали Шарипович Рахмонов. Он хорошо знает наше производство, состояние дел, проблемы, неоднократно встречался с трудовыми коллективами подразделений. Совершенствуется законодательная база Реcпублики. Гражданский, таможенный и налоговые кодексы внесли четкость во взаимоотношения производителей продукции с властными структурами и фискальными ведомствами. Хотя здесь законодателям много еще придется сделать, чтобы интересы тех, кто образует бюджет государства, стали приоритетными. Обороноспособность страны, размеры социальных выплат и пенсий, ассигнований на образование и культуру, медицину и спорт напрямую зависят от эффективноcти работы производителя. Десять лет независимости научили нас многому. Мы поняли, что свои проблемы мы должны решать сами. Мы узнали, кто наши настоящие друзья, кто не оставил нас в трудную минуту. Мы начали постигать тонкости рыночной экономики, хотя многому еще придется учиться. Мы поняли, как трудно найти свое место на рынке и как легко его потерять. Мы и сами стали немного другими. Сама жизнь заставляет нас быть более инициативными, более твердыми в достижении цели. Наше время напоминает первые годы создания нашего предприятия. Только тому поколению было еще трудней - все начиналось с нуля — ни квалифицированной рабочей силы, ни специальной техники, ни технологии. Вот тогда и выковался характер нашего коллектива, сложились традиции, сохранившиеся до сих пор. Мы с оптимизмом подходим к юбилею Республики. Продолжается рост выпуска продукции, есть научно-технический задел на ближайшую и дальнюю перспективы. И, хотя впереди много трудностей, но нет таких преград, которые бы ни преодолел трудовой человек». (30) Был период, когда казалось замерла жизнь в городе, остановились часы, опустел парк, в больнице, в нижнем парке, на улицах стали сохнуть деревья. К счастью растерянность наша прошла. Медленно, но уверенно преодолеваем безразличие, пессимизм по отношению к судьбе города. Новое и молодое руководство Чкаловска и градообразующего предприятия смогло вдохнуть новую, свежую струю возрождения, вселяя в горожан надежду и уверенность. За последние 10 лет к единственному предприятию города добавилось еще одиннадцать по производству: ЗАО «Шафак коммуникейшн» - столярных изделий и муки, швейцарское предприятие «Азия ЛТД - безалкогольных напитков, Международное АОЗТ «Тамо» - производство мраморных изделий, ООО «Дружба» - пива, СП «ХуджанЗИЛ» - автобусов, ООО «Имкон» -- масло-молочных изделий, ООО «Востоксервис» - - водки, ООО «Тарос» - кровельного рубероида, ООО «ГРЭГ» - мраморных изделий, ООО «Текма» - трикотажных изделий. Мне, как и многим жителям Чкаловска, приятно, что к нам, как и в былые времена приезжают за ювелирными изделиями, автобусами и телефонными аппаратами из-за границы, что почти со всей области съезжаются оптовые покупатели за мужскими носками и пивом, водкой и прохладительными напитками, что на базарах Худжанда, УраТюбе и Исфары стало традицией устанавливать табличку «Продукция г. Чкаловска» на пакетах с пряниками, так же, как и на кулинарных полуфабрикатах ресторана «Ностальжи»; что из областного центра юноши едут потусоваться с павшими девчатами, что четыре областных Гранпри и звание «Лучший голос года» завоевали воспитанники Дворца культуры... Если говорить о патриотизме горожанина, то, не сомневаюсь, гордость вызовет у многих и то, что именно в Чкаловске заказывают лучшие бюсты для области (ЧМЗ) и отделку фонтанов («ТАМО»). Или то, что именно в Чкаловске начало свою деятельность Генеральное консульство Российской Федерации в г. Худжанде. И именно в Чкаловск за короткий срок трижды подряд приезжает с рабочей поездкой наш Президент Э. Ш. Рахмонов. Так что город вашей юности, дорогие старожилы, ветераны, земляки, кому посвящена эта книга, возродит сама юность Чкаловска. Она уже на подходе, стучится в дверь. Это - энергичное, обученное новому, полное оптимизма и уверенности молодое поколение.