Таксисты наперебой предлагали мне ехать почему-то в Ташкент, но как обычно сделав морду кирпичом я прошел мимо них, сел в Газель и вскоре добрался до центра Чкаловска. На сегодня было запланировано посещение УЖД Пролетарск-Сулюкта. От Чкаловска до Пролетарска я доехал на убитом жизнью и битком набитом старом ПАЗике. Все-таки ездить в Таджикистане на общественном транспорте нелегко. Зато дешево - на российские деньги выходило 4 рубля за 19 километров.

Пролетарск - первый из посещенных таджикских городов, где автостанция и автовокзал к счастью совмещены. Иду к железной дороге. Вот и контактная сеть и узкоколейное депо. Рядом идет "большая", неэлектрифицированная магистраль. Первым делом спрашиваю в депо, будет ли сегодня дневной поезд на Сулюкту. Увы, снова невезение, пассажирские теперь ходят не 2 раза в день, как в недавнем прошлом, а 2 раза в неделю рано утром, причем четкого расписания нет. Обычно это воскресенье или среда или четверг. Сегодня было воскресенье, но уже полдень. Однако не все было плохо - работник депо, с которым я разговаривал, оказался машинистом и любезно пригласил меня доехать до станции Кольцо (25 км из 38) с грузовым поездом. Сделав несколько снимков, я поднялся в кабину электровоза.

Забрав порожние вагоны, мы отправились в горы. Из разговора выяснилось, что несмотря на существенное сокращение пассажирского движения, худшие дни дороги вроде как позади. Дело в том, что песчаный карьер, как и сама станция Кольцо находится на территории Киргизии, и после смены власти в Киргизии у Киргизского предприятия возникли какие-то проблемы и почти год дорога не функционировала вообще, за исключением пассажирского движения. Совсем недавно добыча песка возобновилась, ежедневно поезд привозит 6 полувагонов белого песка. Песок в Пролетарске перегружается в вагоны широкой колеи и отправляется в Узбекистан преимущественно на завод Uz-Daewoo, где из него производятся стекла для легковых автомобилей. Из самой Сулюкты возят уголь, но сейчас пока был не сезон. Более того, идут разговоры о выделении китайцами кредитных средств Сулюктинскому угледобывающему предприятию, и если это произойдет не исключено, что объем вывозки угля по железной дороге будет увеличен.

Краше и подробнее, чем в отчете Владимира Свириденкова, посетившего эту УЖД в октябре 2004 года эту дорогу мне описать не получится, отмечу лишь некоторые факты.

1) По крутизне уклонов дорогу можно разделить на 3 части - равнинная, возвышенная (затяжной, но не очень крутой подъем) и горная (затяжные подъемы, серпантины). Равнинная часть проходит по территории Таджикистана, оставшиеся - по Киргизии. Мне удалось проехать лишь по "равнинной" и "возвышенной" части, самую интересную, горную посмотреть, к сожалению, не удалось.

2) Состояние пути - очень плохое. Нередки сходы. Ситуация осложняется еще и тем, что Таджикистан не богат деревьями, и новые шпалы достать трудно. Рядом с дорогой идет русло пересохшой реки, которая видимо в сезон дождей разливается и в некоторых местах уже вплотную подошла к ж/д. Ехать, где в сантиметрах от полотна приличный обрыв было мягко говоря некомфортно.

3) Поезда на границе с Киргизией не проверяются. Автодорожный КПП очень хорошо просматрвается из поезда, возможно, хорошо просматривается и сам поезд, поэтому все лучше из окна не высовываться, проезжая мимо.

4) Пассажиропоток в международном пассажирском узкоколейном сообщении в не сезон стремится у нулю, жители пользуются в основном 12 часовым автобусом до Сулюкты.

Скорость поезда не превышала 30 км/ч, окрестности были довольно живописны. По прибытии на станцию Кольцо пустые вагоны были отцеплены, электровоз свозил меня до южной горловины станции, если можно так выразиться, я заснял в ошхане картину неизвестного автора.

Из 12 уже загруженных вагонов электровоз забрал только 6 (больше не положено) и мы поехали обратно, в Пролетарск. Интересно, что скорость груженого состава была выше, чем порожнего. Границу миновали благополучно и через час вернулись в Пролетарск. Электровоз оставил вагоны возле перегруза и вернулся в депо. Поездка мне понравилась, но в Пролетарске я решил задержаться еще на день, хотелось все-таки пообщаться с руководством депо, которое ожидалось на следующий день, в понедельник. Оставшуюся часть дня я просидел на станции Пролетарск, наблюдая редкие поезда, идущие в Ферганскую долину.
В городе оказалась вполне приличная частная гостиница (между рынком и железной дорогой, если кому-то пригодится, в народе носит название "У Артема") и замечательные кафе с вкуснейшими шашлыками, которые стоили какие-то смешные деньги . Интернета в городе не обнаружилось, он был только в банке на привокзальной площади, но банк в воскресенье не работал. Вечером снова вернулся на "большую" станцию, но она была темна и скучна в силу очень редкого движения поездов.

На следующее утро я вновь появился в депо. Познакомился с начальником дороги и главным инженером. Они оказались очень доброжелательно настроены по отношению ко мне, рассказали про текущую ситуацию на дороге, в целом оптимистично смотрели в будущее, говоря, что техника может продержаться еще не менее 20 лет. В сейфе оказалось несколько старых фотографий дороги, которые мне с удовольствием разрешили переснять.
Выяснилось, что о деятельности дороги руководство сняло фильм аж на 6 видеокассетах. К вечеру мне пообещали переписать самый интересный материал. Более того, на служебной "Волге: меня отвезли к местному краеведу, который показал мне книгу о Пролетарске, в которой была упомянута и УЖД. Книга оказалась на таджикском языке, но нмногочисленные факты в разговоре все же удалось выяснить. Итак, движение по УЖД было изначально открыто в 1907 году до станции Кольцо. На станции Кольцо осуществлялся если так можно выразиться перегруз угля, поступавшего с Сулюкты по канатной дороге. В 1913 году был достроен самый сложный участок до Сулюкты (станция Товарная, 38 км). Общая длина дороги составляла 48 километров. Электрифицирована дорога была в 1978 году.

Вокзал Пролетарск

Станция Пролетарск

Арык, пересекающий главный ход